Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с новым Кодексом админис

15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс). Главой 24 указанного Кодекса регламентируется производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

До этого времени дела о защите избирательных прав рассматриваются по правилам главы 26 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статье 239 Кодекса избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Избиратель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах.

Если административный истец не соответствует указанным требованиям, то суд прекращает административное производству по делу.

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

В соответствии со статьей 240 Кодекса административное исковое заявление о защите избирательных прав граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, законодательства о выборах и референдумах.

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

После опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Административное исковое заявление о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, — немедленно.

Административное исковое заявление о защите избирательных прав граждан, поступившее в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании, а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня их поступления в суд.

Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав граждан предусмотрен статьей 243 Кодекса, в соответствии с которой о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав граждан суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов — представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы.

При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав для дачи заключения по этому делу.

Суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Мотивированное решение суда по административному делу о защите избирательных прав, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.

Копии решения суда по административному делу о защите избирательных прав вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или направляются им в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий.

Немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

 

Помощник прокурора района

юрист 2 класса                                    В.В. Марцинкевич

19:34
230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Похожие материалы
Михаила Исаева приятно удивила активность граждан на избирательных участках
Явка избирателей, в предварительном голосовании, по мнению члена Совета Федерации
Имеют ли право оперативники полиции задерживать гражданина только по подозрению и на какое время?
 Имеют ли право оперативники полиции задерживать гражданина только по подозрению и на какое время?
Новый закон РФ "Об участии граждан в охране общественного порядка"
Новый закон РФ "Об участии граждан в охране общественного порядка"
Ответственность граждан за нарушения законодательства о регистрационном учете по месту жительства ил
 Ответственность граждан за нарушения законодательства о регистрационном учете по месту жительства или пребывания